Книга Going Horizontal оставила приятное послевкусие. Немного страниц, а пользы непривычно много. Cостоит из семи частей. Каждая посвящена практикам: автономность, общая цель, проведение встреч, прозрачность, принятие решений, обучение и развитие, отношения и конфликты.

Практика 1. Автономность не равно вседозволенность и бесконтрольность. Это самоуправление внутри выстроенных организацией ограничений. Большая степень автономии означает большую ответственность. Процесс передачи ответственности может быть постепенным. Что можно выбирать, чтобы быть более автономным:

  • С кем, когда и где работать в организации
  • Над каким проектом/продуктом
  • Организация собственной работы (Скрам, Канбан)
  • Выбор ролей и их наполнения (люди не равно роли)

Практика 2. В горизонтальных организациях люди объединены вокруг общей цели. Для избегания ситуации “лебедь, рак и щука” старайтесь, чтобы люди добровольно присоединялись к инициативам по изменениям. Каждый имеет право сказать “нет”. Убедитесь, что индивидуальные цели и желания выровнены с организационными.

Практика 3. В проведении встреч я встретил знакомые советы по эффективной фасилитации:

  • Каждая встреча имеет цель, агенду и желаемый результат
  • Работу в малых группах предпочитаем открытой дискуссии
  • Начинаем каждую встречу с включения (check-in)
  • Используем микро-структуры, которые обеспечивают равное участие
  • Постоянное парафразирование и подытоживание
  • Визуализация встреч (заметки, доски MIro/Mural)
  • Обсуждения в круге (виртуальном либо физическом)
  • Ротация роли фасилитатора

Отдельного внимания заслуживает подход, который авторы назвали “Agile agenda approach”. Это модифицированный Open Space. Заранее задается цель/тема встречи. В самом начале участники набрасывают темы для обсуждения, указывая необходимое для этого время.

Затем инициаторы обсуждений отвечают за фасилитацию своей темы и презентацию результатов. Истинно горизонтальный подход, отлично подходит для комплексных проблем, когда агенду создать заранее проблематично!

Автор книги рекомендует создать структуру, которая бы позволяла людям решить, какие встречи посещать, а какие нет. Это повышает мотивацию, вовлечение и эффективность рабочих процессов. Например, каждый участник может посещать 70% всех встреч, при этом должен предупреждать остальных, а также читать брифы пропущенных совещаний. Подобные правила со-создаются самими командами (смотрим пункт Автономность).

Практика 4. Прозрачность в горизонтальных организациях - о смелости и способности показывать настоящую информацию, без прикрас. Любую документацию и информацию, включая финансовую, предлагается по умолчанию открывать для внутреннего доступа. Многие компании открывают зарплаты и финансовые результаты даже для широкой публики. В книге описывается двухступенчатый процесс обсуждения командой своих зарплатных ожиданий, отталкиваясь от фиксированного бюджета.

В горизонтальных организациях ошибки являются основой для организационного обучения. На командном уровне прозрачность выражается в постоянном обмене информацией относительно своих активностей, перемещения, например, в Slack-канале или другом инструменте.

Практика 5. В практике принятие решений детально рассматривается метод консента, который фокусируется на выявлении обоснованных возражений и работы с ними: “есть ли кто-то, кто не может с этим жить?” В книге рассматривается протокол генеративного принятия решений с помощью консента:

  • Открытая дискуссия вокруг обсуждаемой темы
  • Предложение
  • Уточняющие вопросы
  • Реакции
  • Обновленное предложение
  • Возражения
  • Визуальное подтверждение

Практика 6. Практика обучения и развития вызвала наибольший интерес, потому что актуальна в контексте Аджайл-команд. В горизонтальных организациях за обучение и развитие отвечают команды. Как это работает? Необходимо создать определенные поддерживающие структуры. Вот некоторые из них:

  • Создание профилей обучения (навыки и компетенции + области роста) для участников команд
  • Матрица интереса и компетенций (см. картинку ниже), на которой фокусируемся на областях, в которых нет интереса, а значит, и энергии. Работа в этих областях не должна занимать более 25 процентов времени.
  • Регулярные циклы обновления профилей обучения.
  • Свобода и ответственность за выбор платного обучения в рамках ограниченного бюджета, без необходимости запрашивать разрешение у менеджмента. Процесс предельно прост - сообщите коллегам о желании пойти на платный тренинг. Так создается радикальная прозрачность и здоровое давление пирров.
  • Регулярные ретроспективные циклы (это знакомо).
  • Постоянная обратная 360-связь в безопасных форматах, например, ненасильственные коммуникации или “ситуация-поведение-импакт”.
  • Круги обучения - поддерживающий процесс, в рамках которого участники соглашаются на 8 встреч в течение трех месяцев в специальном формате.
  • Метрики и KPI определяют сами команды.

Практика 7.К практике отношения и конфликты относятся такие интересные процессы:

  • Командные ретриты, во время которых люди поднимают волнующие вопросы. Обсуждение идет в формате открытого пространства и подобных в непринужденной атмосфере. Например, во время сплава или восхождения в горы, сидя у костра. Участники команды могут вместе готовить.
  • Процесс центрирования, когда мы ловим себя на том, что вышли из равновесия, осознаем это, пытаемся вернутся в нейтральную позицию. Полезно найти как персональную стратегию, которая помогает нам вернуться в центр, так и стратегии, которые успокаивают всю команду.
  • Понимание индивидуальных стратегий в конфликте (избегание, компромис, принятие, соревнования и коллаборация) для каждого участника команды.
  • Круглая методика, когда участники обсуждают конфликтную тему в нескольких раундах со специальным говорящим предметом.

Вот и все. Мы рассмотрели ключевые концепты из семи практик. Надеюсь, было полезно. Шер и репост приветствуется.

Great! Next, complete checkout for full access to Scrum.ru Consulting.
Welcome back! You've successfully signed in.
You've successfully subscribed to Scrum.ru Consulting.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.
Success! Your billing info has been updated.
Your billing was not updated.