Часто вижу, что команды и даже Скрам-мастера пытаются изменить правила Скрама, отбросив неудобные для них элементы или правила. А еще сокрушаются, что “Скрам не гибкий”. Мы обсудим, почему это не оптимальный подход, и как можно извлечь пользу из ситуаций, когда Скрам причиняет дискомфорт.
Метафора “озеро и камни”
Авторы Скрама Кен Швабер и Джефф Сазерлэнд долгое время изучали бережливое производство (Lean Thinking) и многие его концепции были заложены в Скрам. В том числе, метафора “озеро и камни”, в которой камни обозначают существующие несовершенства в команде и организации.

Скрам спускает воду в озере и камни становятся видны. Они некрасивы, дурно пахнут, и от них хочется как можно быстрее избавиться. У команды появляется желание вернуть воду на прежний уровень.
Скрам проявляет несовершенства в управлении продуктом и методах работы, чтобы вы могли постоянно улучшать продукт, команду и рабочее окружение (Руководство по Скраму, 2017).
Скрам не решает проблем, он лишь указывает на них. Чем больше видимых “камней”, тем больше дискомфорта, и тем больше желание убрать или изменить Скрам. И чем больше элементов Скрама отбрасывается, тем он менее полезен. Фундаментальное решение — устранение командных и организационных дисфункций. Как это выглядит на системной диаграмме:

Примеры “камней”
Например, три “камня”, с которыми часто сталкиваются команды.
“Камень” | Быстрые решения | Фундаментальные решения |
Команда не успевает завершать работу в Спринт | Увеличить длину Спринта, “а давайте перейдем в Канбан, Скрам — плохой, Канбан — хороший” | Научиться декомпозировать PBI, брать меньше работы в Спринт, автоматизация, распараллеливание, Mob-программирование, Swarming, снижение WIP, обучение |
Команда не может формулировать Цель Спринта | Отказаться от Цели Спринта | Одна бизнес-цель на квартал, договоренность с заинтересованными лицами на уровне бизнес-целей, а не фич, обучение, работа с Бэклогом Продукта |
Большое количество зависимостей от других команд | “Управление” зависимостями | Изменение организационного дизайна и переход к фиче-командам, обучение |
Как убирать “камни”
Я рекомендую использовать инструменты системного анализа и поиска корневых причин на Ретроспективах, чтобы помочь командам перейти от быстрых к фундаментальным решениям. Главное — подсветить истинные причины проблем, существующих в командах и уход от ментальной модели “это Скрам виноват”. Есть много техник и инструментов, которые полезны, например:
- Техника пять почему (5 Whys)
- Системные диаграммы (Causal-Loop Diagrams)
- Рыбный скелет (Fishbone)
- Причинно-следственные диаграммы (Cause Effect Diagrams)
Основные идеи статьи
- Скрам показывает несовершенства в управлении продукта и методах работы, и это вызывает дискомфорт.
- Задача команд и Скрам-мастеров — устранение командных и организационных дисфункций (“камней”).
- Инструменты системного анализа (пять почему, системные диаграммы, поиск корневых причин) полезны для идентификации и устранения “камней”.