Отделение разработчиков от рынка—дорого и контрпродуктивно.

21 мая 2023 г. 2 min read
Отделение разработчиков от рынка—дорого и контрпродуктивно.

Мои коллеги, профессиональные Скрам-тренеры, провели интересный эксперимент, в котором стейкхолдеры начинают работать рядом со Скрам-командами. В одном физическом пространстве. Устанавливается неформальное и тесное общение между разработчиками и пользователями продукта. Что в итоге?

Разработчики получают обратную связь часто и без искажений. Они проводят пользовательское тестирование в Спринте незамедлительно. Разработчики наблюдают за тем, как продукт используется в реальной жизни. Это приводит к лучшему пониманию потребностей и более качественному продукту!

Это неудивительно. Ведь результаты эксперимента легко объясняются интерпретацией закона Конвея:

насколько разработчики удалены от пользователей продукта, настолько и сам продукт далек от закрытия реальных потребностей клиента”.

А как часто ваши разработчики общаются с пользователями и стейкхолдерами? Ответьте себе честно на этот вопрос. Думаю, нечасто.

В мире больших организаций разработчик привычно отделен от рынка рядом промежуточных подразделений и ролей. Например: маркетинг, поддержка, продажи, связка Chief Product Owner (CPO)-> PO -> BA. Часто это реализовано через концепцию разделения front-end (рыночных) и back-end (технических) подразделений (см. Картинку 1).

(Картинка 1: разделение рыночных и технических подразделений)

И вот почему организации так делают.

Большие организации привычно следуют принципам Тейлоризма. В этой парадигме голова отделяется от рук. Есть люди думающие (менеджеры) и исполнители, выполняющие работу руками (рабочие), задача которых фокусироваться на рутинных задачах и максимизировать продуктивность. Почему? Да потому что среда предсказуемая. Больше угля или больше произведенных гвоздей автоматически значит больше коммерческой выгоды. Между утилизацией ресурса и экономическим результатом прямая связь.

В производственная парадигма работает, когда можно найти наилучший способ выполнения задачи. Сто лет назад Тейлор понял это, наблюдая за тем, как рабочие разгружают уголь и переносят тяжелые свинцовые болванки на американской железной дороге. Если ваш контекст простой и вы занимаетесь добычей угля, производством мебели, веников и других типичных изделий, пожалуйста, работайте так и дальше.

Но тейлоризм в продуктовой разработке это дорого и контрпродуктивно. Окружение комплексное и нет прямой связи между продуктивностью (количеством произведенных командой фич) и коммерческим результатом. Отделяя голову от рук, вы получаете тяжелые побочки. Все потому, что в продуктовой разработке мы делаем то, что еще никогда не существовало. Уникальный продукт или уникальный рецепт. В Creating Agile Organizations мы пишем о том, что настоящий продукт удовлетворяет нескольким условиям:

  • У него есть пользователи и покупатели за пределами организации
  • Он закрывает потребности клиентов
  • Имеет уникальную функциональность!!!
  • Есть собственный поток прибыли и бизнес-модель

Разработчику тяжело написать код, удовлетворяющий потребности клиентов, если они далеко. Ведь код—отображение понимания бизнес-домена. Если между разработкой и пользователями цепочка из промежуточных лиц, получается эффект испорченного телефона. Вы будете вынуждены заходить на новый круг и постоянно переделывать, прогоняя работу через длинную цепочку координаторов. Но зато локально все будут продуктивны: разработчики, аналитики, маркетологи, продажники и т.д.

Долго работая в производственной парадигме, разработчиков приучили к тому, что их задача—написание кода. Но это в корне неверно! Задача разработчика в контексте продуктовой разработки другая—решать задачи бизнеса, помогая максимизировать бизнес-ценность. Код—это лишь побочный эффект интеллектуального труда.

Отделение разработчиков от рынка—дорого и контрпродуктивно.

Great! Next, complete checkout for full access to Scrum.ru Consulting.
Welcome back! You've successfully signed in.
You've successfully subscribed to Scrum.ru Consulting.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.
Success! Your billing info has been updated.
Your billing was not updated.