Что такое лидерство-служение?

16 февр. 2023 г. 5 min read

Перевод оригинальной статьи Кьелл Торе Гуттормсен "What is Servant Leadership?"

Кьелл Торе Гуттормсен, фасилитатор Management 3.0 и лидер-слуга по своей сути, делится своим взглядом на "лидерство-служение" и на то, что значит стать лидером-слугой. Кроме того, мы спросили наших подписчиков в LinkedIn, как они относятся к лидерству как служению.

Считается, что лидерство-служение повышает шансы на более счастливых клиентов, более вовлеченных сотрудников, увеличение производительности, снижение текучести кадров, оздоровление организации и увеличение доходов.

Но чем лидерство-служение отличается от традиционного лидерства? Когда лидерство-слуга – не лучший выбор? Эта статья посвящена лидерству как служению.


Введение в лидерство-служение

Роберт К. Гринлиф впервые представил концепцию лидерства как служения в 1970 году, и она приобрела популярность в 1990-х годах, потому что ее суть заключается в создании атмосферы и среды, в которой люди расцветают. Хотя мы находим лидеров-слуг во всех видах организаций, где люди имеют власть над другими, в отличие от традиционных лидеров, лидеры-слуги обеспечивают успех, позволяя людям добиваться успеха.

Лидерство-служение создает устойчивые и здоровые организации. Со временем сотрудники придут к общей цели, видению и соответствию с системой ценностей и принципами. В свою очередь, организации будет легче достичь краткосрочных и долгосрочных целей.

Одно из возможных определений лидера-слуги: Тот, кто руководит и достигает целей, служа тем, кем руководит.

Лидеры-слуги помогают людям развивать свои навыки и потенциал. Благодаря такому лидерскому поведению, руководитель будет использовать свою власть для расширения возможностей других.

“Для меня быть настоящим (или слугой) лидером означает поддерживать людей в их профессиональном и личном развитии наилучшим образом, мотивировать их в повседневной жизни, вдохновлять их на новые свершения, вовлекать в процесс изменений и убеждать их в общих целях” Бербель Бисте на LinkedIn


Почему вы должны принять лидерство-служение?

Лидерство как служение представляет собой значительное развитие управленческого мышления. Поведение лидеров-слуг представляет собой возможности для всех в каждой организации, включая клиентов, бизнес, команды, отдельных людей и самих лидеров.

Позвольте мне объяснить.

Применение лидерства-служения – это хорошая инвестиция, потому что все начинается с того, что сотрудники работают с максимальной отдачей. Таким образом, лидеры-слуги являются стратегическими для компаний, в которых они работают.

Лидеры-слуги ведут за собой, проявляя смирение, сочувствие и сострадание. Они наводят мосты между людьми и группами, вдохновляют рабочую культуру вовлеченных людей.

Лидеры-слуги – это мотивирующие лидеры, которые способствуют отличной командной работе и поощряют ответственность от идей до решений. Результат – это более счастливые сотрудники, больше инноваций, повышенная производительность и более здоровая организация.

Лидерство-служение vs. традиционное лидерство

Традиционное лидерство – это использование авторитета, принуждения или социальной власти для влияния на других. Другими словами, кто-то является вашим лидером, если он может приказать вам что-то сделать. Этот стиль лидерства эффективен для достижения целей при наличии иерархии и бюрократии и часто опирается на формальные правила, определяющие, кто над кем имеет власть.

Лидер-слуга – это тот, кто сосредоточен на цели, видении, вдохновении, обеспечении обратной связи, и такой лидер будет поддерживать людей, которыми руководит, чтобы они добивались успехов в своей работе. Все это означает, что для того, чтобы быть лидером-слугой, требуется больше времени и энергии, но в долгосрочной перспективе этот стиль лидерства приводит к созданию более здоровых организаций.

В отличие от традиционного лидера, лидер-служитель фокусируется на своих людях (Фото LinkedIn Sales Solutions via Unsplash)


Лидерство-служение и Management 3.0

Наше основное убеждение в Management 3.0 заключается в том, что мы должны "Управлять системой, а не людьми". Как лидер-слуга, вы должны понимать систему, в которой работают люди.

Лидер-слуга:

  • Понимает ценность поддержки, а не управления людьми.
  • Направляет внимание на общую картину.
  • Позволяет людям приходить к пониманию, извлекать пользу и процветать в рамках системы.
“Я считаю, что лидер-слуга фокусирует свою работу на создании здоровой и безопасной среды, где ценности Аджайл могут процветать через людей и от них. Такие лидеры способны пробудить лучшую версию команды, наделить их способностью к инновациям, решению проблем, самоорганизации и предвидению потребностей, принимая решения, которые лучше подходят для всей экосистемы. Другими словами, лидер-слуга больше понимает о людях, пока оркестрирует применение хард-скиллов для достижения общей цели” Александр Дюма Мендес Буэно на LinkedIn


Подходит ли лидерство-служение только для менеджеров?

Не только менеджеры могут быть лидерами-служителями. Этот тип лидерства применим к любому, кто видит ценность в оказании поддержки другим.

Лидерство-служение предлагает каждому человеку способ взять на себя ответственность за других и за себя.

Лидеры-слуги расширяют возможности отдельных людей, команд и организаций. Они делают это, вдохновляя других и предоставляя возможности для обучения, роста и инноваций. Они мотивируют культуру, в которой люди чувствуют себя достаточно безопасно, чтобы делиться идеями и развивать их.

Плюсы и минусы лидерства-служения

Pro

Con

  • Это может быть отличным способом лидерства, но он не будет работать со всеми людьми в любых ситуациях

  • Требует большого доверия и открытости

  • Развитие лидерства, чтобы люди стали лидерами-служителями, может быть сложной задачей.

  • Лидерство-служение может превратиться в самопожертвование

  • Лидерство-служение не всегда является лучшим вариантом для лидеров, испытывающих нехватку времени

  • Этот тип лидерства не подходит для тех, кто от природы предпочитает более свободный подход или более контролирующий стиль

  • Лидерство-служение – не лучший вариант для людей, которые ожидают подробного описания работы

  • Лидерство-служение является сложным в бюрократических или иерархических организациях, где лидеры принимают решения


“Лидер-служитель – это тот, кто инвестирует в жизнь другого человека до такой степени, что тот становится богаче, лучше, важнее, мудрее, сильней, богаче, известнее, чем сам лидер”. Д-р Мадана Кумар, доктор наук на LinkedIn


Десять качеств лидера-слуги

Лидеры-слуги – это не типичные менеджеры. На самом деле, они являются их противоположностью.

Такие лидеры активно слушают и ищут возможности, которые позволят людям расти. Они делают это, одновременно выполняя задачи компании.

Успешный лидер-служитель заботится об интересах своих работников. Такой лидер начинает с желания служить им и считает, что, поступая так, он служит и организации в целом.

Вот примеры качеств лидера-слуги:

  1. Лидер-слуга осознает свои сильные и слабые стороны, а также ценности. Такие лидеры обладают честностью и вдохновляют других, реализуя свои слова на практике.
  2. Лидер-слуга растит и развивает таланты людей, основываясь на их внутренней мотивации.
  3. Лидер-слуга прозрачен, аутентичен и способен сопереживать.
  4. Лидер-слуга создает среду, в которой безопасно рисковать и совершать ошибки.
  5. Лидер-слуга стремится к успеху людей, которыми он руководит.
  6. Лидер-слуга спрашивает: "Что я могу сделать для вас?" регулярно.
  7. Лидер-слуга расширяет возможности других, предоставляя им самостоятельность, право принимать решения и нести ответственность.
  8. Лидер-слуга ежедневно проводит Гембу.
  9. Лидер-слуга включает в себя всех, от клиента до каждого члена команды.
  10. Лидер-слуга владеет навыками наставничества и коучинга, включая спортивный коучинг. Тщательная разработка вопросов, основанная на глубоком слушании, жизненно важна для успеха.

Какие качества из приведенного выше списка вы узнали в себе и своем лидере?

“…лидер, который знает, как действовать горизонтально, и стремится к развитию автономии и возможностей команды, а также является движущей силой, когда появляются препятствия”. Ванесса Сантос Лабуто на LinkedIn

Лидерские навыки для лидерства-служения

Являетесь ли вы начинающим лидером-слугой или испытываете трудности в этой роли? Подумайте о развитии следующих навыков, чтобы принять этот стиль лидерства и модели поведения:

  • Навыки работы с людьми

  • Как развивать людей

  • Эффективное общение

  • Навыки слушания

  • Эмпатия

  • Понимание внутренних мотивов людей

  • Инклюзивность

  • Использование своих сильных сторон для компенсации недостатков

  • Лидер как коуч

  • Мотивационное лидерство

  • Самосознание

  • Умение “жонглировать” различными стилями руководства

Хотели бы вы внедрить лидерство-служение, чтобы ваша компания процветала?














Great! Next, complete checkout for full access to Scrum.ru Consulting.
Welcome back! You've successfully signed in.
You've successfully subscribed to Scrum.ru Consulting.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.
Success! Your billing info has been updated.
Your billing was not updated.