Скрам-мастер как фасилитатор

24 мая 2022 г. 3 min read

Перевод оригинальной статьи Barry Overeem “Scrum Master as a Facilitator”.



Зона ответственности Скрам-мастера включает в себя множество разнообразных стоек. Хороший Скрам-мастер знает о них и понимает, когда и как их применять, в зависимости от ситуации и контекста. Он делает это с целью помочь людям лучше понять и применять фреймворк Скрам.

В серии блог-постов я расскажу о разных стойках, которые считаю важными для Скрам-мастера. Этот блог-пост посвящен Скрам-мастеру фасилитатору. Скрам-мастер предоставляет сервис фасилитации для Владельца Продукта и Разработчиков. В этом блог-посте я дам определение фасилитатора, типичные ошибки в понимании Скрам-мастера как фасилитатора, а также характеристики хорошего фасилитатора.

Кто такой фасилитатор?

«Кто-то, кто помогает группе людей понять их общие цели и помогает им спланировать, как достичь этих целей; при этом фасилитатор остается «нейтральным», что означает, что он / она не занимает определенную позицию в обсуждении”.

Ключевые элементы этого определения (и других доступных определений):

  • Помогать и включать других для достижения ими их целей;
  • Быть «нейтральным к содержанию», не принимая чью-либо сторону;
  • Поддерживать всех, чтобы они лучше размышляли и работали;
  • Развивать сотрудничество и стараться достичь синергии;
  • Обеспечивать харизматичный авторитет.

Типичные ошибки в понимании

Довольно часто, когда я прошу людей описать Скрам-мастера как фасилитатора, единственный ответ, который я получаю, состоит в том, что Скрам-мастер фасилитирует события Скрама. Конечно, Скрам-мастер отвечает за Скрам и должен поддерживать команду в оптимизации их процессов.

События – важная часть Скрама, и, хотя Скрам-мастер не обязан лично посещать все события, он должен обеспечить то, что:

  • Спринт используется как временной интервал, в течение которого создается «готовый» к выпуску и пригодный для использования инкремент;
  • Ежедневный Скрам используется для ежедневной инспекции прогресса в достижении Цели Спринта;
  • Планирование Спринта используется в качестве события для Скрам-команды, чтобы обсудить и спрогнозировать элементы Бэклога Продукта, которые получится завершить в Спринт, чтобы поддержать цели и стратегию Владельца Продукта;
  • Обзор Спринта используется для демонстрации и инспекции разработанного Инкремента и адаптации Бэклога Продукта, при необходимости;
  • Ретроспектива Спринта используется как событие, в ходе которого Скрам-команда инспектирует и адаптирует свои практики и процессы для устранения ключевых препятствий, мешающих прогрессу команды.

Самое большое заблуждение заключается в том, что фасилитация событий — это единственное, что должен делать Скрам-мастер как фасилитатор. Однако хороший Скрам-мастер понимает, что фасилитация может быть гораздо более действенной…

Что на самом деле подразумевается под фасилитацией в Скраме

Согласно определению, фасилитатор – это тот, кто помогает группе людей понять и достичь своих целей, способствуя сотрудничеству, оптимизируя процесс и создавая синергию внутри команды. Учитывая этот контекст, фасилитация включает в себя гораздо больше, чем просто проведение событий Скрама.

В книге “Scrum Mastery”, Джефф Уоттс описывает фасилитацию как основополагающий навык и поведение Скрам-мастера. «Скрам-мастера всегда служат целям команды (прим. ред. имеется в виду целям Разработчиков), Владельца Продукта и организации. А если эти цели противоречат друг другу, они думают о долгосрочной перспективе и о том, как достигнуть компромисса».

Скрам-мастер должен:

  • фасилитировать взаимодействие и сотрудничество как внутри команды, так и в среде, где она существует;
  • фасилитировать Скрам-процесс и его постоянное улучшение;
  • фасилитировать интеграцию Скрам-команды во всю организацию;
  • фасилитировать события Скрама, чтобы они достигали своей цели и были эффективными;
  • фасилитировать Скрам-команду в достижении их (личных) целей.

Лисса Адкинс предлагает следующее описание в своей книге «Коучинг Agile-команд»:

“Скрам-мастер должен фасилитировать создание «контейнера», который команда может заполнять своими интересными идеями и инновациями. Чаще всего конейнер — это совокупность вопросов в повестке дня или другая легкая (и гибкая) структура, предоставляющая команде достаточно простую основу, чтобы удерживать свою цель, и способствующая созданию среды для полноценного сотрудничества. Речь идет о месте, где будут услышаны даже самые фантастические идеи. Коуч создает контейнер, а команда — контент.”

Характеристики хорошего фасилитатора

Таким образом, Скрам-мастер должен фасилитировать, создавая структуру и устанавливая четкие границы, в которых команда может взаимодействовать друг с другом для обсуждения идей.

Другие характеристики хорошего фасилитатора:

  • Ответственно подходит к созданию дизайна встречи и ее проведению,чтобы помочь команде достичь ее цели и задачи;
  • Задает сильные вопросы, помогая получить новые инсайты и перспективы;
  • Слушает, чтобы понимать вместо того, чтобы слушать, чтобы действовать;
  • Создает сильную команду вместо создания сильных индивидуумов;
  • Способствует ходу событий, а не делает все самостоятельно;
  • Знает, как использовать еле заметную фасилитацию.

Как выглядит хорошая фасилитация событий Скрама

У каждого события Скрама есть своя цель, которая отвечает на вопрос: “Зачем мы вообще проводим эту встречу?”. Хороший фасилитатор должен убедиться, что цель каждого события понятна, предложена простая структура для проведения события и Скрам-команда достигает цели этого события. Описанные ранее цели каждого события все еще актуальны, однако хороший Скрам-мастер способен извлечь еще больше ценности при помощи фасилитации.

Характеристики хорошо-фасилитируемого события Скрама:

  • Ежедневный Скрам создает атмосферу, в которой происходит здоровое давление со стороны коллег в отношении качества поставки, приверженности и устранения препятствий;
  • Планирование Спринта основано на сотрудничестве между Владельцем Продукта и Разработчиками. На нем уделяется большое внимание обеспечению ценности для бизнеса. Все члены Скрам-команды понимают работу и совместно договариваются о достижении Цели Спринта;
  • Обзор Спринта – это вдохновляющее мероприятие, на котором Скрам-команда, спонсоры и заинтересованные стороны вместе инспектируют Инкремент и Бэклог Продукта. А также ретроспективно оценивают их сотрудничество и то, как его можно улучшить. Они действуют как одна команда с одной целью, без барьеров между «клиентом» и «поставщиком».
  • Ретроспектива проводится в в безопасной атмосфере, в которой «слон в комнате» рассматривается, обсуждается и превращается в улучшения, которые члены команды договариваются реализовать в следующем Спринте.

Заключение

Подводя итоги, хорошая фасилитация заключается в следующем:

  • Служить команде, не будучи просто ее слугой;
  • Помогать команде принимать решения и достигать консенсуса;
  • Адресовать сложные отношения, дисфункциональное и непродуктивное поведение, которые мешают достижению результатов;
  • Быть внимательным наблюдателем;
  • Уходить на второй план, как только вы сможете поддерживать постоянную самоорганизацию;
  • Знать, когда прервать команду;
  • Помогать команде добиваться качественного взаимодействия;
  • Задавать вопросы и бросать вызовы.

Овладение этими навыками фасилитации требует времени, практики и постоянного самоанализа и совершенствования. Но, принимая во внимание возможные результаты отличной фасилитации, это определенно стоит затраченных усилий!

Great! Next, complete checkout for full access to Scrum.ru Consulting.
Welcome back! You've successfully signed in.
You've successfully subscribed to Scrum.ru Consulting.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.
Success! Your billing info has been updated.
Your billing was not updated.