WIP-лимиты: кто, как должен их определять, когда менять

2 нояб. 2023 г. 2 min read
WIP-лимиты: кто, как должен их определять, когда менять

Это перевод ещё одной статьи Ювала Ерета — до этого мы пересказывали, какие метрики Канбана можно использовать в Скраме и как эти метрики улучшают события. Теперь — обстоятельный разговор о WIP-лимитах.

Ограничение количества незавершенной работы (WIP-лимиты) — одна из ключевых практик Канбана. Она улучшает показатели рабочего потока, делает его предсказуемым и, что более важно, приводит к вытягивающей Канбан-системе, а не к обычной визуализации. Есть даже команды, которые считают, что эта практика важнее визуализации и должна быть первой.

Однако при внедрении WIP-лимитов команда должна решить, как именно ограничивать и сокращать количество незавершенной работы. Здесь ключевую роль играет определение рабочего потока в команде.

Кто должен определять WIP-лимиты

Предположим, Скрам-команда использует Канбан, чтобы улучшить рабочий поток за счет визуализации и управления Бэклогом Спринта. Бэклог Спринта принадлежит Разработчикам, а значит, они должны определять и количество незавершенной работы.

Даже если Разработчики включили в свой поток Владельца Продукта, чтобы он проводил ревью и давал обратную связь, Бэклогом Спринта всё равно владеют разработчики. Они отвечают за доставку ценности.

Однако когда Скрам-команда использует Канбан более комплексно, в том числе для Уточнения Бэклога Спринта, именно она владеет рабочим потоком и уже ей надлежит обсуждать WIP-лимиты.

Можно ли менять WIP-лимиты в середине Спринта

Представим, что в середине Спринта появился важный элемент, который Владелец Продукта хочет добавить в Бэклог Спринта. Элемент согласуется с Целью Спринта, но команда уже взяла максимальное количество незавершенной работы.

Если команда решает вытянуть элемент в Бэклог Спринта, Разработчикам нужно понять, могут ли они начать работу над этим элементом сразу. Это зависит от ограничений и количества незавершенной работы в текущий момент. При перегрузе за новый элемент стоит браться, только когда освободится место. Если остальные элементы маленькие, место для нового слота освободится быстро. Если большие, какое-то время придется подождать. Чем больше времени нужно, чтобы освободить слот в Бэклоге Спринта, тем сильнее давление на команду.

Превышение WIP-лимитов и проталкивание элемента вверх называется экспедированием. Обычно в таких случаях ограничение не снимается — команда берет элемент и указывает, что было сделано исключение. Такие исключения — тема для инспекции и адаптации.

Когда адаптировать WIP-лимиты

В большинстве случаев корректировать WIP-лимиты следует во время Ретроспективы Спринта, чтобы подходить к этому стратегически, а не улучшать рабочий поток на ходу. Похожим образом команда работает с Критериями Готовности (DoD): она не меняет их во время Спринта только потому, что возникла проблема с готовым Инкрементом, а отмечает исключение, может быть, даже провал в создании Инкремента, и обсуждает его во время Ретроспективы.

При этом ничто не мешает команде корректировать WIP-лимиты в любой точке Спринта. Есть разница между тем, что можно делать, и тем, что следует делать.

Как ограничивать WIP

Последнее, что стоит отметить: команда может ограничивать количество незавершенной работы и для каждого участника, и для всей команды — по потоку или по времени. Пример такого ограничения: «Мы будем работать только над 10 элементами на этой неделе». Знакомо звучит?

Если хотите узнать о WIP-лимитах в Скраме еще больше, изучите Краткое руководство по Канбану и приходите на курс Professional Scrum with Kanban (PSK).

Great! Next, complete checkout for full access to Scrum.ru Consulting.
Welcome back! You've successfully signed in.
You've successfully subscribed to Scrum.ru Consulting.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.
Success! Your billing info has been updated.
Your billing was not updated.